За последние 3 месяца 2007 года объем инвестиций показал четвертый результат из когда-либо зарегистрированных. Судя по всему, кризис не затронул европейский сектор ретейла.
Ретейл в безопасности?
Исходя из данных, которые опубликовала компания Jones Lang LaSalle, высокая стоимость финансирования и неопределенность цен принесли снижение объемов инвестиций в последнем квартале года. Общая сумма инвестирования в IV квартале 2007 года составила 6,6 млрд евро против 10,1 млрд евро в последнем квартале 2006 года. Однако результаты последних трех месяцев 2007 года все же оказались очень высокими – это четвертый результат среди когда-либо зарегистрированных.
Комментируя эти данные, Джереми Эдди, ответственный за сектор European Retail Capital Markets компании Jones Lang LaSalle, заявил: «Опубликованные даты подсказывают, что доходы сектора ретейл европейской недвижимости не пострадали от кризиса. Подтверждение эффективности активности в этом секторе мы находим по всей Европе, причем инвесторы, с которыми мы находимся в ежедневном контакте, подтверждают эту точку зрения».
В отношении прогнозов на 2008 год Джереми Эдди сообщил следующее: «Мы ожидаем переоценки рисков для вторичных активов и для финансово-ориентированных продуктов и портфолио. Число инвесторов, заинтересованных в рискованных, но высокодоходных сделках, постоянно снижается. Профильные активы должны остаться наиболее востребованными. Что касается географии, мы ожидаем существенных объемов продаж в Германии и скандинавских странах, а также предполагаем, что позднее в Испании будет предложено к продаже множество торговых точек. Очевидно, что дальнейший уверенный рост рынков продолжится в Турции и России.»
Расстановка сил
Компания Jones Lang LaSalle провела свой анализ на основе 437 сделок в 25 европейских странах. Общее число транзакций по сравнению с прошлым годом возросло на 4%. Более 250 инвесторов покупали торговые помещения, причем десять самых крупных сделок охватили 25% общего объема продаж.
В Германии всего пять крупных сделок составили 20% от общего объема. В целом немецкий рынок сегодня остается самым большим в Европе (26% от всего объема рынка), и за 2007 год он достиг показателя в 7,3 млрд евро.
Как и предсказывалось ранее, в 2007 году Россия оставалась одним из самых активных рынков и заняла почетное третье место (после Франции). Существенно возросли инвестиции в торговые помещения в Турции (940 млн евро), более чем в два раза они увеличились в Румынии (1,1 млрд евро и 4% европейского рынка). Что неудивительно, ведь инвесторы полагают, что экономика этих стран растет сейчас особенно быстрыми темпами.
Среди скандинавских стран остаются популярными Швеция и Финляндия, соответственно 8% и 5% рынка континентальной Европы.
Торговые центры по-прежнему остаются целью номер один для инвесторов – их доля в 2007 году слегка возросла и составила 64%. Склады также остаются важным направлением, однако от 5,5 млрд евро первого полугодия ко второму имело место снижение до 4,5 млрд.
Девелоперские компании подтвердили свои позиции самой большой группы продавцов – 32% от общего объема, что отражает высокоактивное развитие девелоперского рынка, особенно в Восточной Европе.
Главными покупателями снова оказались крупные управляющие компании (36% объема), однако они больше не доминировали на рынке, как это было в 2006 году, когда их доля составляла 43%. Это отступление произошло благодаря наращиванию своих долей рынка со стороны различных фондов и их управляющих компаний.
Немного о Москве
Что до рынка торговой недвижимости российской столицы, за весь прошлый год в Москве, по данным Cushman & Wakefield, было введено в эксплуатацию только 11 качественных торговых центров (их совокупная торговая площадь составила 240 тыс. кв. м). За декабрь и вовсе не было открыто ни одного ТЦ; да и вообще, введение в эксплуатацию основной массы торговых комплексов, запланированных на прошлый год, было перенесено на год текущий.
Несмотря на большое количество торговых центров в Москве, недостаток качественных торговых площадей в российской столице ощущается достаточно остро (в прошлом году средний уровень свободных помещений составил около 0,05% – это почти ноль). Торговый сегмент в Москве подразделяется на 2 основных направления: стрит-ретейл (бутики розничной продажи) и торгово-развлекательные центры. К началу текущего года в российской столице насчитывается, по информации аналитиков Welhome, чуть менее 200 современных торговых комплексов (включая торгово-развлекательные) и 10-12 основных торговых коридоров. Наибольший дефицит качественных торговых площадей свойственен сейчас, как и год назад, центру города и Восточному административному округу Москвы. При этом спрос на торговые площади постепенно смещается из ЦАО в спальные районы: здесь торговый оператор сильно экономит на арендных ставках, а потенциальная аудитория и проходимость заметно выше, чем в центре.
Источник: Собственник