Проблема отсутствия достаточного количества парковочных мест в столице остается актуальной по сей день. Власти не перестают бороться с незаконной парковкой, законодательство ужесточается, а риск припарковаться в неположенном месте становится все ощутимее. В этой связи создание новых парковочных мест становится одной из первоочередных задач.
Количество автомобилей в стране с каждым годом неумолимо растет. На данный момент в России зарегистрировано порядка 50 миллионов личных автомобилей, каждый из которых требует парковочного пространства. Очевидно, что стабильный рост числа стоянок неизбежен. Нередко правительство самостоятельно устанавливает нормативы по количеству парковочных мест на прилегающей к жилому комплексу территории. Что, в свою очередь, ставит перед застройщиком задачу не только предоставить клиенту достаточное количество квадратных метров, комфорт и качественную инфраструктуру, но и обеспечить его парковочным пространством от одного до двух машино-мест на квартиру, в зависимости от класса жилья.
«На первичном рынке высокобюджетной недвижимости Москвы (премиум и элитный класс) наличие подземного паркинга в жилом комплексе является обязательным параметром проекта, причем коэффициент обеспеченности машино-местами (соотношение количества машино-мест к количеству лотов в проекте) должен составлять не менее 2. Таким образом, в высокобюджетном сегменте на 1 лот (квартиру/апартамент) должно приходиться как минимум 2 машино-места», - сообщила руководитель департамента городской недвижимости компании Welhome Дарья Самойлова.
С другой стороны, правила рынка и конкуренция, даже при отсутствии регулирования на законодательном уровне, вынудили бы застройщика отнестись к этому вопросу со всей серьезностью.
Типы и виды паркингов
Несмотря на однозначность предназначения, существуют различные типы автомобильных стоянок. Таким образом, паркинги подразделяются на наземные (открытые или крытые), многоуровневые (наземные, подземные и наземно-подземные), а также механизированные. Самый простой тип стоянок – это одноуровневые открытые паркинги, места в них, как правило, определены лишь разметкой. Они не дорого обходятся при строительстве, но занимают большую площадь, что особенно критично для жилых комплексов, находящихся в центре. Для тех территорий, где земля стоит дорого, наиболее подходящими являются многоуровневые паркинги. Многоуровневые паркинги – более экономичный и весьма эффективный способ решения вопроса парковки. Они вмещают очень большое количество автомобилей, не занимая при этом огромной территории.
«Наземные придомовые паркинги в жилых комплексах присутствуют во всех сегментах от эконом-класса до высокобюджетного сегмента. Только в высокобюджетном сегменте роль наземного придомового паркинга выполняет гостевая парковка и строго ограничивается определенным количеством машино-мест в зависимости от масштаба проекта. В большинстве проектах бизнес-класса реализуется концепция «двор без машин», где также основным пространством для парковки автомобилей является именно подземный паркинг. В проектах комфорт- и эконом-класса приобретение машино-места для большинства покупателей является тяжелой дополнительной финансовой нагрузкой, поэтому подземный паркинг в проектах эконом-класса отсутствует вовсе, а в проектах комфорт-класса – в единичных случаях. Стоит отметить, что в массовом сегменте основным пространством для парковки автомобилей является наземный придомовой паркинг, либо жильцы дома арендуют машино-места в наземном многоуровневом паркинге, который, как правило, возводится средствами застройщика», - сообщила Дарья Самойлова.
Хватит ли машино-мест на всех?
В настоящее время во всех жилых комплексах г. Москвы в том или ином виде присутствуют парковки. По данным «Метриум Групп» Марией Литинецкой из 191 проекта (квартиры) только в десяти комплексах нет паркинга вовсе или предлагаются стихийные гостевые стоянки для автомобилей. В массовом сегменте (57 ЖК) представлены 40 подземных, 11 наземных и 6 стихийных автостоянок. В бизнес-классе из 79 проектов не располагает паркингом только один, еще один включает наземную стоянку, а в остальных 77 ЖК клиенты могут приобрести подземные парковки. Схожая ситуация складывается в премиум-классе, где в одном ЖК паркинг наземный, еще в одном – гостевой, а в остальных 27 – подземные. В элитном сегменте в двух проектах предлагаются машино-места в паркингах, не являющихся частью ЖК, а располагающихся по соседству. В одном комплексе машино-места наземные, а в оставшихся 25 – подземные.
Несмотря на столь обнадеживающую статистику, фактически ситуация с паркингами не представляется столь воодушевляющей. Это обусловлено, в том числе и тем, что даже в условиях наличия в жилом комплексе паркинга совершенно необязательно, что мест в нем хватит на всех. «По итогам 2016 года 85% новых жилых комплексов не соответствовали нормативным требования по обеспеченности стоянками для автомобилей. В половине проектов не хватает от 20% и более парковочных мест», - добавила Мария Литинецкая.
Стоимость строительства
Одним из главных параметров, влияющих на выбор проекта и технологии, является цена постройки. Высокая стоимость подземных паркингов делает их строительство малодоступным большинству заказчиков. Помимо стандартных строительных работ, требующих учета геодезических и территориальных особенностей постройки, необходимыми являются затраты на монтаж дорогостоящих систем пожаротушения и вентиляции, а также установке современных коммуникаций.
В этой связи возведение наземных многоуровневых паркингов является наиболее простой задачей, которая не требует столь высоких денежных и временных затрат. Их средний срок окупаемости составляет 5 лет. Чаще всего стоимость машино-места для клиента формируется, в том числе из учета всех вышеназванных условий строительства. Цены на парковочное место варьируется от 275 до 2,5 млн рублей. Так, например, места в наземных стоянках можно приобрести за 300-600 тыс. руб. Подземные парковки обычно стоят дороже, а их на рынке большинство. Самое доступное подземное машино-место в подземном паркинге обойдется примерно 850 тыс. руб.
«При очень высокой обеспеченности машино-местами цена паркинга снижается, есть и обратная зависимость: при минимальном числе машино-мест стоимость вырастает. В премиальных жилых комплексах стоимость машино-места в среднем находится на уровне 3,5-4,5 млн руб. В элитном сегменте средняя стоимость места в паркинге составляет около $100 – 150 тыс. (5,5 – 8,5 млн руб.), в отдельных уникальных объектах стоимость на машино-места может достигать и $170 тыс. (10 млн руб.)», сообщил директор по городской и загородной недвижимости компании Knight Frank Алексей Трещев.
Спрос на парковочные места
Спрос на машино-места в паркингах чаще всего зависит от уровня материальной обеспеченности клиента. Таким образом, покупатели элитной недвижимости в Москве не рассматривают проекты, в которых подземный паркинг отсутствует. Известны случаи, когда застройщики высокобюджетного сегмента рынка проводят акции, в которых машино-место прилагается как подарок к квартире. Таким образом, формируя положительную тенденцию спроса на парковочные места.
В случаях с продажей мест в паркингах жилых комплексах, не являющихся высокобюджетными, для реализации машино-мест применяется система скидок.
В связи с тем, что реализовать весь объем машино-мест в паркинге у девелопера получается не всегда, они также могут сдаваться в аренду через управляющую компанию. Так, в элитном сегменте аренда парковочного места в месяц обойдется в среднем в 10-15 тыс. руб.
Заявка на отложенные объекты отправлена.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.