Естественно, чем больше и дороже загородное «поместье», тем больше штат сотрудников, занимающихся его обслуживанием. Поэтому потенциальному покупателю лучше заранее подумать, где он разместит шофёра, няню и садовника, чтобы совместная жизнь была комфортной для обеих сторон.
С утра и до полуночи
Сухая и влажная уборка, приготовление еды, стирка, постоянный уход за садом (газон, стрижка, удобрения, подготовка к зиме, расчистка дорожек, колка льда и т. п.) — редко кому удастся обойтись собственными силами, если речь о домовладении, где собственно дом имеет площадь от 400 м2 и участок размещён минимум на 20 сотах, — утверждает Алексей Коротких, коммерческий директор компании Villagio Estate. — Гувернёрам, дворецким, садовникам, поварам, водителям, а также любым специалистам, следящим за чистотой, продуктами, одеждой необходимо находиться с семьёй собственника практически каждый день».
Экскурс в историю займёт значительное время, ведь взаимоотношения хозяев и обслуги насчитывают не одну сотню лет. Поэтому обратимся к современным реалиям. Нынешние «дворяне», заметим, многое переняли у своих предшественников. Например, выделили исключительно для себя господскую зону и территорию, куда разрешён доступ обслуживающему персоналу. У каждой категории работников, как и прежде, свой участок ответственности: на кухне главное действующее лицо повар, за газоны, декоративные деревья и кустарники, палисадник отвечает садовник.
Так как все дома находились и находятся за городом, и обслуживающему персоналу очень трудно постоянно ездить в посёлки, для них стали обустраивать жильё непосредственно в домовладениях, комментирует Георгий Николаев, руководитель службы застройщика жилого комплекса «Андерсен» и коттеджного посёлка «Остров Эрин». Это, в первую очередь, касается нянь, которые должны находиться с детьми круглосуточно.«Многое зависит от сложившихся взаимоотношений: няни иногда бывают практически членами семьи и к ним соответствующее отношение, проживать они могут в основном здании — в отдельной комнате или же вместе с ребёнком», — уточняет Яна Здрадовская, руководитель департамента загородной недвижимости Paulʼs Yard.«Состоятельным людям нужны помощники, однако не каждый из них готов подселять чужого человека в собственный дом, — полагает Юлия Грошева, директор департамента загородной недвижимости Kalinka Group. — Прогрессивные девелоперы строят в элитном посёлке специальные многоквартирные дома для размещения персонала. Такой дом есть в посёлке „Монолит“, в нём квартиры продавались вместе с хозяйскими коттеджами. Однако, при этом возникает опасность: в одном месте собираются люди, которые начнут обсуждать события, разглашать семейные тайны и неприятные факты о жизни семьи, где работают».
Алексей Коротких сообщает ещё об одном распространенном варианте решения проблемы — покупки либо аренде квартиры/таунхауса в соседних посёлках. «Наши жители нередко так и делают: к примеру, приобретают квартиры для своих помощников в ЖК рядом с элитным посёлком „Гринфилд“, до которого всего несколько минут езды/ходьбы».
Кесарю — кесарево
Для домработниц и садовников, водителей и охранников всё-таки выделяются отдельно стоящие дома. «Элита ценит privacy, поэтому персонал должен находиться с хозяевами рядом, но жить отдельно. Всё-таки это чужие люди, — рассуждает Ирина Могилатова, генеральный директор агентства недвижимости TWEED. — Наиболее распространённый за городом вариант — отдельный домик. На нижнем его уровне может быть обустроен гараж, а на верхнем — малогабаритная квартира для прислуги с кухней и санузлом. Здесь же располагаются технические помещения (бойлер и пр.).Если площадь особняка хозяев составляет 400 м2 — для его обслуживания хватит двух человек. Обычно это муж с женой: он выполняет физическую работу, она убирает.
Когда речь идёт об усадьбе на 3 тысячи м2, численность персонала может достигать десяти человек. Тогда создаётся отдельный блок для прислуги, где минимум — семь комнат. Главное — наладить связь с персоналом. Когда кто-то нужен — ему позвонят, нет — отправят домой. Это не сильно затратная история — основные вложения делаются в фундамент и крышу, поэтому для хозяев нет большой разницы — один этаж в „гаражной“ постройке или два».Илья Менжунов, директор департамента элитной недвижимости компании «Метриум Групп», также считает, что самое распространённое место обитания прислуги — над гаражом. В этом случае комнаты домработницы и водителя оказываются изолированы от помещений хозяев.
На первичном рынке элитного жилья Подмосковья в верхнем ценовом сегменте (от 5 млн долларов), по словам Георгия Бельского, руководителя направления загородная недвижимость компании Welhome, большинство застройщиков изначально предусматривают возведение отдельного дома для прислуги. «Наличие дома для прислуги является скорее необходимым атрибутом, и большинство покупателей даже не рассматривает предложения, если он отсутствует. Поэтому итоговая цена предложения не влияет на то, предусмотрен ли отдельный дом для прислуги или нет», — категоричен эксперт. В качестве примера он приводит посёлки «Барвиха-21», «Жуковка-21» на Рублево-Успенском, «Довиль» и «Трувиль» на Минском, «Агаларов Эстейт» и «Бенилюкс» на Новорижском шоссе, а также проекты компании Villagio Estate.
«Если построен особняк, а рядом нет здания для персонала, то будущие владельцы непременно озаботятся, где возможно его возведение, — говорит Яна Здрадовская. — Когда же смотрят готовые сооружения, то обязательно обращают внимание на то, как они выглядят, хорошие ли в них условия для проживания. У людей не должно быть какого-то подобия собачей конуры, и это все прекрасно понимают».«Изысков у обители слуг точно не будет, — утверждает Илья Менжунов.— Внутреннее убранство комнат, как правило, не идёт ни в какое сравнение с роскошным интерьером хозяина. В большинстве случаев в комнатах персонала простой ламинат, бумажные обои, ванная отделана пластиком — словом, эконом-класс. Но и бараками эти помещения назвать нельзя».
Дом с нагрузкой
Строительство отдельного дома с финансовой точки зрения совсем невыгодное вложение средств, и вряд ли оно когда-нибудь окупится: строительство дома для персонала может стоить хозяевам суммы, сравнимой с 10-летней зарплатой этого персонала — в среднем оно может обойтись до 6 млн рублей. Однако это очень удобно и значительно облегчает существование жителям элитных посёлков, так что это, скорее, инвестиции в собственный комфорт», — подчёркивает Ирина Калинина, управляющий партнёр агентства недвижимости Point Estate.
Планировать строительство дома для обслуживающего персонала нужно ещё на этапе проектирования всего домовладения, чтобы максимально рационально расположить это строение на участке и предусмотреть подведение всех необходимых коммуникаций, советует эксперт. В противном случае строительство такого дома может оказаться и очень затратным, и технологически сложным.«В идеале, чтобы вложения в строительство дома для прислуги были более эффективными, на первом этаже нужно предусмотреть гараж на 2 или 3 машины и подсобное помещение для хранения инвентаря, автомобильных колёс и т. д. А на втором — две квартиры для персонала с общей кухней и санузлом. Такой проект позволит решить сразу две задачи: организация подсобных помещений и жилья для персонала», — уверена Ирина Калинина
«Важно понимать, что в организованных посёлках могут действовать правила по эксплуатации придомовой территории, — замечает Алексей Коротких. — Так, например, наши комплексы возводятся в едином архитектурном стиле, которого мы стараемся придерживаться, и о котором мы также просим наших владельцев. То есть любые постройки, которые собственник планирует на своём участке, должны пройти „аттестацию“ у архитектурного бюро, которое проверит, насколько внешний облик домика вписывается в общий контекст, а также у коменданта посёлка, оценивающего соответствие постройки СНИПам. По регламенту, хозяйственные строения должны располагаться не ближе 3 м от границы соседа, жилые строения — не менее 7,5 м, а отступ от дороги обязан составлять минимум 10 м».
«Если мы говорим об отдельно стоящем строении, то в большинстве случаев заказчики хотят видеть фасады в стиле основного дома, чтобы не портить восприятие всего участка. Наверняка, кто может себе позволить содержание персонала, тот может и построить не сарайчик для него, а строение которое не напрягает глаз, — утверждает Надежда Ширяева, руководитель архитектурного отдела корпорации GOOD WOOD. — Что касается содержания, то нужно понимать, что данные строения для пребывания людей, поэтому они должны отвечать нормам жилого строения по микроклимату, т. е. иметь отопление, водоснабжение, канализацию, вентиляцию и электричество».
Вадим Ивкин, генеральный директор Vesco Construction, ссылаясь на 10-летний опыт своей компании по проектированию и строительству каменных домов бизнес-класса, говорит о том, что отдельный дом для обслуживающего персонала по нынешним временам — расточительство. И речь не только о необходимости строительства дополнительных квадратных метров, но и об эффективности использования самого участка, территория которого сокращается в геометрической прогрессии с появлением каждого дополнительного строения. «Лучшим вариантом является пристройка к дому с отдельным входом с улицы или из гаража. В нашем активе два подобных проекта.
Дом в посёлке „Старая Рига“ — классический двухэтажный особняк площадью 350 м², где блок обслуживающего персонала расположен на втором этаже непосредственно над гаражом. Семейная пара, няня и привратник, имеют в распоряжении полноценную квартиру с двумя спальнями, санузлом и кухней. В отличие от многих архитектурных проектов аналогичного класса здесь грамотно продумана логистика: зоны присутствия владельца дома и его семьи строго отделены от места проживания и работы обслуживающего персонала.Такой же блок для персонала был спроектирован для дома 520 м² в Веледниково. Особенность проекта — перепад высот на участке достигал 5 м, поэтому гараж был расположен на втором этаже в уровень собственно основной территории коттеджного посёлка, а под ним — оборудована квартира для помощников по хозяйству, вход в которую осуществлялся с улицы».
Заявка на отложенные объекты отправлена.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.