Всё дело в его истоках: стиль основан на идеалах античного искусства, а широкое распространение получил во времена царствующих династий, став базовым для дворцов и домов знати в XVII-XIX веках. Например, в стиле классицизм оформлены все залы роскошного Версальского дворца. Именно во Франции классицизм и начал свой славный путь в интерьерах — в период правления Людовика XIV. Монарх через какое-то время также сильно полюбил барокко, но периода острой приверженности к классицизму (вторая половина XVI века) вполне хватило, чтобы стиль успел распространиться по Европе. Следующая вспышка интереса к классицизму произошла в эпоху Наполеона, в конце XVIII века: тогда его часть стилевых особенностей «перетекла» в новый императорский стиль — ампир.
Классицизм пользовался большой популярностью и в России, Германии, Австрии, а в Англии его идеи нашли отражение в викторианском стиле, властвовавшем до конца XIX века. И уже в середине XIX века появился подстиль направления — неоклассицизм, объединивший в себе мотивы античности и научные достижения того индустриального времени. Этот стиль тоже получил распространение в оформлении интерьеров — вплоть до начала XX века. Тогда классицизм и неоклассика переродились в новом воплощении, примеры реализации которого сегодня несложно найти — это то, что принято называть современной классикой.
По сути классицизм, неоклассику и современную классику объединяют общие базовые принципы этого направления. Разветвление же на подстили произошло под влиянием развития технологий и смены времён: так неоклассика «обзавелась» приметами своего индустриального времени — тяготению к однотонной цветовой гамме и вкраплениям из скандинавского стиля, винтаж и лофт; современная, уже минималистичная, классика получила возможность воплощения в технологичных материалах, разнообразных планировочных решениях и не только в высокобюджетных объектах; а каноничный классицизм не утратил своей элегантности, выверенных дворцовых атрибутов роскоши и статусности.
Принципы классицизма:
- Строгая симметрия линий, гармоничность основных пропорций и стилизации пространства: нет перекоса ни в сторону вычурности, ни в сторону консервативности.
- Гладкая отделка идеально ровных стен, высокие потолки и большие окна с изысканной и плотной драпировкой.
- Широкие двери правильной прямоугольной формы, предпочтительно из деревянного массива.
- Преобладание благородных оттенков в отделке стен и потолков (белого, зелёного, голубого, пурпурного, кремового, золотого, светло-коричневого, песочного).
- Для напольного покрытия выбирают паркет из ценных пород светлого дерева, дорогой ламинат, керамогранит, мрамор. Часто в качестве декоративного решения используют орнамент.
- Предметы мебели также часто выполняются из массива ценных пород дерева и имеют прямые или сложные изогнутые очертания (относительно ножек и подлокотников), резьбу и инкрустацию.
- Основные предметы интерьера нередко представлены в парном виде, благодаря чему достигается эффект упорядоченности пространства.
- Используются античные мотивы: колонны, выполняющие больше декоративную задачу, чем функциональную; лепнина, орнаменты, роспись на стенах и арочные перекрытия.
- Текстиль натуральный и дорогой: шёлк, атлас, тафта, жаккард, сатин, органза, вуаль, бархат. Его используют, в том числе, и для драпировки стен.
- Центральное и боковое освещение воплощается в массивных хрустальных люстрах и изящных настенных светильниках, композиция которых выстраивается относительно центрального, создавая таким образом единую картину интерьера.
- Очень часто центральным элементом интерьера в соответствующих помещениях становится камин, облицованный натуральным камнем.
- Тщательно подобранный строгий декор (картины, зеркала в дорогих рамах, фарфоровая посуда и вазы, книги, статуэтки) и яркие детали, которые освежают интерьер.