Развитие готического стиля в романской архитектуре средневековой Франции стала ответом на запрос феодального общества на более высокий уровень жизни — в частности, роскошную обстановку, достойную доблестных рыцарей. Но главным поприщем воплощения направления стали не замки, а храмы и соборы. Многие из которых, сохранились до наших дней: например, Миланский кафедральный собор, строительство которого было начато ещё в 1386 году.
Помимо внешних особенностей стиля, о которых чуть ниже, готические сооружения выделялись высотой — несравнимой с более ранними постройками других архитектурных стилей. Достигнуть её, как и устойчивости сооружений, получилось из-за особой конструкции готических зданий. В их основе — каркас, состоящий из специальных «рёбер» — нервюр (стрельчатых арок), контрфорсов (вертикальных выступов) и аркбутанов (открытых полуарок). Такая каркасная система позволила снизить нагрузку на стены, увеличить площадь и высоту строений и создавать огромные окна, которые украшались многоцветными стеклянными витражами.
В начале XIX века, в викторианский период, были предприняты попытки возродить новую волну популярности готики. На базе царившего тогда в Европе стиля неоклассики стали реализовываться готические формы — стрельчатые арки, колонны, вытянутые башни со шпилями, адаптированные к современной архитектуре. Так появилось течение неоготики, образчиками которого стали Тауэрский мост, Вестминстерский дворец, замок Нойшванштайн и другие.
К другим архитектурным особенностям готики относятся стрельчатые окна, обилие порталов, остроконечные ажурные башни со шпилями (пинакли) и сложные орнаменты на каменных фасадах. А также такое декоративное решение как скульптуры, которые готика приветствует практически везде: драматичные гаргульи украшают карнизы, выступы, кровлю, своды и даже водосточные трубы.
Один из знаковых примеров готической архитектуры в Москве — Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице. Готический кирпичный костёл построен в самом начале ХХ-го столетия на средства польской православной общины Москвы. Локация выбрана не случайно: на тот момент здесь проживало наибольшее число католиков столицы.
Отражение основных архитектурных особенностей готики, конечно, перенеслось и в дизайн интерьера. Этот аристократичный стиль в интерьере раскрывается через массивную мебель и большие оконные проёмы, обилие плотного текстиля и осветительных приборов, глубокую цветовую палитру и использование особых декоративных решений.
Особенности стиля:
- обилие дерева в отделке и предметах интерьера: натуральные напольные покрытия, массивные потолочные балки или стропила, мебель с резными элементами;
- помимо монохромного окрашивания, стены могут быть отделаны кирпичной кладкой или обоями с орнаментом;
- наличие арок, высоких сводов и больших оконных проёмов (иногда с каменным обрамлением) в планировке помещений;
- особый акцент такого интерьера — витражи из цветного стекла, часто дополненные металлической лентой по кайме, и камин;
- много осветительных приборов, главная их которых — массивная центральная люстра, часто из кованого металла;
- обычно выбирается тёмная цветовая палитра, но могут использоваться и базовые светлые или нейтральные оттенки: тогда загадочная готическая атмосфера создаётся акцентной мебелью и декоративными элементами;
- предпочтение отдаётся массивной мебели с декоративной резьбой или коваными ножками, а также дорогостоящей обивке;
- особое внимание уделяется текстилю: роскошные ковры на полах и драпировка окон тяжёлыми дорогими тканями, как и балдахин кровати;
- приветствуются предметы старины или современные, но с соответствующими мотивами: бронзовые подсвечники, канделябры, сундуки, зеркала в массивных рамах;
- гобелены, фрески, лепнина, кованая винтовая лестница и столешницы из натурального камня — также отлично вписываются в этот стиль.
На обложке: Римско-католический готический собор в городе Кёльне (Германия) ©pinterest.ru