Направление органической архитектуры — особенное, не только из-за ментально привлекательной и визуально захватывающей идеи слияния сооружений с природным ландшафтом. Но и по причине многочисленных отголосков и оммажей в отношении данной концепции, которые можно наблюдать в трендовых на сегодня архитектурных течениях — эко-зданиях и высокоэффективных проектах. Но обратимся к первоисточнику — принципам органической архитектуры и истории её возникновения.

Направление органической архитектуры зародилось в конце XIX века — как противовес царствовавшему тогда в США функционализму и «бездушному» стилю высоток из стекла и бетона. Во главе была идея, что внешний вид зданий должен соответствовать их назначению и месту. А в основе всего — гармония человека с окружающей средой. Придумали и развили стиль американские архитекторы Луис Салливан и его ученик Фрэнк Ллойд Райт, которые формировали скорее философию, чем архитектурное направление.


Проект дома-прерии Фрэнка Ллойда Райта ©dwell.com

Первый создал сам термин и сформулировал основной вектор концепции: «Форма всегда следует за функцией — и это закон». Второй «докрутил» идеи и собрал их воедино в очерке «Органическая архитектура». Райт считал, что каждое здание должно естественно смотреться в окружающей среде, быть цельным, органичным и наполненным солнечным светом. Архитектор предлагал использовать натуральные материалы, а дома проектировать так, чтобы в них было удобно жить: «Дом — это не стены с крышей. Это пространство внутри них». Перечисленные Райтом особенности органической архитектуры являются ключевыми для направления и сегодня.

Помимо Америки, органическая архитектура стала популярной в Италии, Германии и Венгрии, а вот в СССР как-то не прижилась. Из московских исторических построек к направлению иногда относят конструктивистские здания 20-х (тот же дом Константина Мельникова с окнами-сотами), из современных — парк «Зарядье».


«Дворец Пузырей» (дом Maison Bulle) ©profile.ru

Особенности органической архитектуры:
  • Здание — это естественное продолжение пейзажа, что достигается в том числе и имитацией природных форм (биоморфизмом). Это значит, что дом в стиле органической архитектуры не подчинён геометрии: он имеет динамические и как будто неправильные формы. А само здание — словно самостоятельный животный организм, который развивается по своим эволюционным законам.
  • Используются природные и не всегда обработанные материалы — древесина и неотшлифованный камень. Сегодня, кстати, в рамках направления всё чаще используются сочетание лёгких и тяжёлых конструкций из фактурных необработанных материалов. Что само по себе воспринимается как декоративное решение и не требует дополнительных.
  • Довольно часто здание поднимают над землёй на специальную платформу-основание, которая заменяет фундамент.
  • В отделке практически не применяются краска и декоративная штукатурка, а подчёркиваются естественные фактуры материалов — кирпича, бетона, дерева и камня. А мебель, в идеале, является элементом конструкции дома.
  • Органическая архитектура — это много стекла и открытого пространства, что обеспечивает обилие естественного света. Привычные нам сегодня ленточное, потолочное остекление и панорамные окна, кстати, тоже придумал Райт.
  • Стекло используется не только для окон, но и для зонирования интерьера, чтобы сформировать в пространстве ощущение отсутствия границ — внутри и с окружающей средой.

«Дом над водопадом» ©medium.com

Один из самых известных примеров и символов органической архитектуры считается, конечно, «Дом над водопадом» Райта, построенный им ещё в 30-х, а в 1991 году получивший звание «лучшего и непревзойдённого произведения национальной архитектуры США». Но вообще-то все свои дома-прерии с плоскими крышами и множеством окон архитектор построил вдохновляясь местными пейзажами — равнинами, горами и пустынями — и дополняя их.


Парк Гуэль ©bibliotekalevokumka.blogspot.com / gezender.com
 
В этом же стиле экспериментировал и великий Гауди, незадолго до Райта. Природные формы он начал использовать ещё при строительстве своего «застывшего в камне» Парка Гуэля. Так творчество Гауди тоже дало сильный толчок к развитию органической архитектуры.


Технологический университет в Сингапуре ©arch-shop.ru

И ещё пара ярких примеров в стиле направления: например, «деревянные корзины» технологического университета в Наньяне (Сингапур). Университетский комплекс состоит из нескольких связанных друг с другом башен, которые окружают атриум, наполняя его светом. Обратите внимание, в зданиях почти нет прямых линий и обилие естественного освещения — всё по канонам стиля. Проект разработан студией Томаса Хезервика.


Дом The High Desert House в пустыне Калифорнии ©magazindomov.ru
 
Дом The High Desert House в пустыне Калифорнии отлично иллюстрирует идеи биоморфизма (имитации природных форм) и внутри здания, и снаружи. Это проект архитектора Кендрика Бангса Келлога, который построили в 1986 году для семьи художников Дулиттл.


«Дворец Пузырей» ©passenger.rocks / mydesignschool.ru

Другой архитектор Антти Ловаг, уже из Венгрии, вписал здание в вулканический рельеф. Так появился «Дворец Пузырей» или дом Maison Bulle, в котором нет строгих геометричных линий, а пространства, как будто, перетекают друг в друга. Также в рамках этого проекта реализована ещё два принципа направления: мебель является частью конструкции дома, который и после постройки развивался, словно живой организм, «обрастая» новыми помещениями, включая амфитеатр на 500 мест. Владел этим оригинальным зданием Пьер Карден.


Дом Lund Hagem ©archdaily.com

Близкий родственник «Дома над водопадом» Райта — дом Lund Hagem норвежских архитекторов, одну из стен которого заменяет скала.


Катарский национальный конференц-центр Катара (QNCC) «Оазис в пустыне» ©visittoqatar.files.wordpress.com

Катарский национальный конференц-центр Катара (QNCC) «Оазис в пустыне». Гигантские стальные колонны здания, напоминающие стволы деревьев, служат опорой для крыши и портика, через который посетители проходят в центр. И конечно, много-много стекла. Проект именитого японского архитектора Арата Исозаки.


Американский отель Amangiri ©ripmydream.com / getlostmagazine.com
 
Американский отель Amangiri среди пустынных скал Юты. Здание прекрасно интегрировано в окружающую среду и построено из натуральных материалов в печатной палитре, размывая границы между пустыней и сооружением.


Библиотека в Выборге по проекту Алвара Аалто ©vita-property.ru / projectbaltia.com

И стоит упомянуть о самом влиятельном и известном представителе органической архитектуры в Европе — это новатор финской архитектуры Алвар Аалто. Также он является основоположником североевропейского модернизма и ярким представителем того самого минималистичного и уютного скандинавского дизайна. У Аалто множество проектов в родной Финляндии, но в России его знают по библиотеке в Выборге. И это здание — на стыке строго функционализма и нелинейности природных линий — канонично выполнено из природных материалов, что по большей части воплощено в обилии натурального дерева в проекте. А читальный зал, в котором нет окон на стенах, освещается круглыми окнами на потолке, через которые в избытке и поступает естественный свет. Ещё из интересного — волнообразный акустический потолок лекционного зала библиотеке, который нарушает собой все законы геометрии, но не природы.

__________
На обложке: американский отель Amangiri ​в пустыне штата Юта ©rusgidusa.ru