Шарль Ле Корбюзье
Французский архитектор со швейцарскими корнями Шарль Эдуард Жаннере-Гри (Ле Корбюзье — псевдоним) запомнился своей поразительной работоспособностью и новым подходом к пространству и формам. Характерными чертами стиля архитектора стали блочные и плоские формы зданий, простая грубая отделка и свободное пространство.
Здание Центросоюза в Москве на Мясницкой улице и его интерьеры, 1928 год. Здесь и далее фотографии Anna Armstrong, Montse Zamorano, FO Travel, Tomo Yasu, fondationlecorbusier.fr
Ле Корбюзье известен своими планами радикальной перепланировки Парижа и Москвы, в рамках которых он хотел разрушить половину зданий, заменив их типовыми, разбить города «на квадраты» и перестроить систему дорог и улиц. Он же придумал «солнцерезы» (rise-soleil) — особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей.
Также Ле Корбюзье разработал систему пропорций в архитектуре «Модулор», основанную на золотом сечении и пропорциях человеческого тела. И написал собственный кодекс архитектора — «Пять отправных точек современной архитектуры». Ими были столбы-опоры, плоские крыши-террасы, свободная планировка, ленточные окна и свободный фасад.
Алессандро Мендини
Итальянский дизайнер и архитектор родился в Милане в 1931 году. И «вырос» в радикального бунтаря итальянского дизайна, нонконформиста и реформатора. Его стиль можно описать в довольно короткой фразе — смешение всех стилей и форм, много цветов и юмора. Мендини являлся одним из основателей объединения Global Tools — школы радикальной архитектуры и «антидизайна». Он создал собственную студию студии Atelier Mendini и журнал Modo — витрину пострадикального дизайна, и был редактором журналов об авангардной архитектуре и дизайне — Casabella и Domus. Дизайнерские работы Мендини (мебель и арт-объекты) хранятся в экспозиции музеев МоМА, нью-йоркского Metropolitan, Центра Помпиду в Париже и других.
Антонио Гауди
Испанский архитектор, создавший каталонский модерн и определивший облик Барселоны, который не нуждается в представлении. Во всём мире хорошо известны два его «долгостроя» — парк Гуэль, строившийся 14 лет (с 1900-го по 1914 год), и Храм Саграда Фамилия, начатый в 1882 году и строящийся до сих пор. Не меньшими символами Барселоны являются и Дворец Гуэль на главной городской улице Рамбле и три жилых здания в Эшампле — дома Кальвет, Мила и Бальо.
Стиль Антонио Гауди — это прежде всего собственные правила «оплавившейся» геометрии и вдохновение образами живой природы. Ещё одна отличительная черта архитектора — особенные конструктивные и декоративные решения, коронным из которых является облицовка в технике тренкадис — мозаикой из фрагментов мрамора, стекла и битой глазурованной плитки неправильной формы.
Фрэнк Ллойд Райт
Американский архитектор-новатор, пропагандировавший открытый стиль (или стиль прерий) и органическую архитектуру, заключавшийся в слиянии природы и архитектуры. В портфолио архитектора более 500 проектов, среди которых Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, строившийся 16 лет, единственный небоскрёб Price Tower в Оклахоме, церковь, синагога и серия «юсонианских» домов, к которой относится известнейший «Дом над водопадом» для Эдгара Кауфмана на юге Пенсильвании.
«Юсонианские» дома Райта появились в ответ на финансовый кризис 1929 года и позиционировались как доступное, комфортное и красивое жильё для американцев. В рамках этой серии архитектор спроектировал более 50 домов. Также Райт придумал инновационную по тем временам технологию «текстильных» бетонных блоков, по которой полые внутри кубические блоки нанизывались на арматурные стержни, по аналогии с плетением в ткани.
Основные особенности стиля Райта: обязательная малоэтажность, плоские крыши, отсутствие чердаков и подвалов, ленточное остекление и невмешательство в природу.
Фрэнк Гери
Фрэнк Оуэн Гери (Эфраим Оуэн Гольдберг) — один из ярчайших представителей стиля деконструктивизм и лауреат Притцкеровской премии 1989 года, присуждаемой за достижения в архитектуре.
Административный корпус завода «Новартис» в Базеле (Швейцария). Фотографии здесь и далее ©John Reksten, Scott Gualco, Dan Levine, ArchDaily
Башня Бикмена в Нью-Йорке (США)
Многофункциональный комплекс в Дюссельдорфе (Германия)
Гери основал собственную студию Frank O. Gehry and Associates в Лос-Анджелесе и вполне успешно занимался проектированием торговых центров и магазинов. А затем увлёкся дизайном мебели из гофрокартона. За 4 года, пока его необычная мебель «разлеталась» за 780 долларов при себестоимости в 7, Гери отреставрировал свой дом, превратив его в «авангардное безумие» или исчерпывающую иллюстрацию своего авторского стиля. Вполне классическое здание обросло пристройками искажённой формы с металлическими поверхностями и ломаными линиями, а на крыше «вырос» стеклянный купол.
Ричард Роджерс и Норман Фостер
Эти британские архитекторы неслучайно объединены в одну главу — оба стояли у истоков стиля хай-тек и работали вместе. В 1963 году Фостер и Норман основали вместе со своими жёнами архитектурную мастерскую Team 4. Именно в этот период четвёрка и изобрела новое архитектурное направление хай-тек, вдохновившись работами русского инженера Владимира Шухова.
Среднеатлантический коммерческий космопорт America в Нью-Мексико (США), проект Нормана Фостера ©Foster+Partners
Башня «Мэри-Экс» в Лондоне, проект Нормана Фостера ©Foster+Partners
Особого успеха бюро не имело, но именно тогда архитекторы начали продвигать идеи экологичной и функциональной архитектуры, которые позже стали ведущими в проектах Фостера. В 1967-м бюро распалось, и Роджерс начал сотрудничать с Ренцо Пьяно, вместе с которым победил в конкурсе на проект Центра Помпиду в Париже. А Фостер стал проектировать многофункциональные энергоэффективные здания, что для середины 70-х было революционным решением, и получил неофициальное имя «зелёного архитектора».
Виадук Мийо через долину реки Тарн вблизи города Мийо в южной Франции, проект Нормана Фостера ©Foster+Partners
ВТЦ Башня 3, проект Ричарда Роджерса в Лондоне ©Joe Woolhead / Silverstein Properties
Роджерс и Фостер — одни из самых титулованных архитекторов Британии. Оба удостоены Притцкеровской премии, а Роджерс к тому же рыцарским званием и постом Главного советника по городской реконструкции.
Заха Хадид
Хадид хорошо известна своими смелыми проектами в архитектуре и дизайне по всему миру, в том числе и в России. С нашей страной архитектора в принципе многое связывает: на её архитектурный стиль сильно повлиял русский авангард, в особенности Малевич и Кандинский; она много строила у нас и даже получала Притцкеровскую премию (первой среди женщин) в петербургском Эрмитаже. Дипломная работа Хадид, кстати, назвалась «Тектоник Малевича» — это проект жилого моста на Темзе.
Центр Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан). Здесь и далее фотографии, опубликованные в жкрнале losko.ru
Port House в Антверпене (Бельгия)
Хадид работала в стиле деконструктивизм, поэтому основные черты её архитектурного почерка соответствующие — визуальное нарушение законов геометрии и архитектуры. Здания Хадид кажутся неустойчивыми, обманчиво мягкими и расползающимися в разные стороны. Успех к Хадид начинает приходить именно с признанием деконструктивистского направления в архитектуре — в 1997 году, когда вышеупомянутый Фрэнк Гери спроектировал здание музея Гуггенхайма.
_______
На обложке: Музей Louis Vuitton в Париже (Франция), проект Фрэнка Гери,
На обложке: Музей Louis Vuitton в Париже (Франция), проект Фрэнка Гери,